17 октября прошла первая пресс-конференция о реконструкции Большого театра для средств массовой информации.
Как и любое грандиозное дело, реконструкция Большого театра уже обросла домыслами и кривотолками. Основным упрёком звучит, как правило, одно — слишком дорого. Согласитесь, это — по-русски: ни одно государство мира, задумавшее возродить какое-либо национальное достояние, так перед соотечественниками не оправдывается.
Думаю, и прибывших в административное здание Большого театра журналистов, вопрос стоимости проекта реконструкции волновал более всего.
Организаторы пресс-конференции поступили мудро. В информационном бюллетене "Новое сценическое оборудование Большого театра", подготовленном пресс-службой, сумма контракта была обнародована — 195 488,2 тыс. евро...
Презентовали проект реконструкции В.Ю. Ефимов — заместитель генерального директора театра, Хендрик Пердайк — директор компании "Bosch Rexroth AG" — Генерального подрядчика реконструкции Большого театра и Хорст Кункель — директор фирмы "Kunkel Consulting GmbH".
"Kunkel Consulting GmbH" с немецкой стороны, так же как и "ДОКА Медиа" с российской стороны, будет заниматься сценическим освещением театра.
Из всего сказанного и показанного (демонстрационная компьютерная версия) стало ясно одно — реконструкция давно назрела, и промедление её могло плохо закончиться не только для самого здания театра, но и для зрителей и актёров. Что же касается предстоящих работ — вот некоторые тезисы.
Сложность задачи заключается в следующем: с одной стороны театр — национальное достояние, а значит, необходимо учитывать мнение историков и реставраторов. С другой — Главный театр России должен иметь самые современные сценические технологии, новейшее оборудование, эксклюзивные материалы. При этом вопрос надёжности, безотказности — как на любом правительственном объекте.
В задачу реконструкции входит сохранение исторического здания и создание современных условий работы для труппы театра, а в силу "островного" положения театра эти задачи можно решить только путем развития подземного пространства. Стена углубляется на 24 м, а задавливание свай будет производиться на глубину от 16 до 26 м. Будет создан подземный концертный зал.
Театру необходимо вернуть утраченную в XX веке акустику: и начинать надо с оркестровой ямы — сложнейшего технологического трансформирующего узла. Подъемная площадка оркестровой ямы будет снабжена акустической декой и барабанным акустическим отражателем. Механизация оркестровой ямы обеспечит возможность замены оборудования оркестра и игры оркестра на разных уровнях по отношению к сцене...
Сцена будет состоять из 7 главных двухуровневых подъёмно-опускных площадок, что позволит быстро менять декорации и положение сцены — ровная, наклонная или ступенчатая. На эти площадки сможет въезжать задняя фура с уже смонтированными декорациями или балетная фура со специальным упругим покрытием и поворотным кругом. Перемещать механику сцены будет гидравлическая напорная станция вместимостью 50.000 литров и мощностью 700 кВт...
Основным устройством для перемещения декораций в пространстве сцены станут 72 штанкетных подъёма. Верхняя механизация включает индивидуальные подъемы для перемещения отдельных предметов и конструкций декораций. Их — 100 штук, что само по себе уникально. В эту же систему включены полётные устройства для перемещения в воздухе актёров и декораций.
Над арьерсценой опять восстановят знаменитую звонницу Большого театра...
Теперь о системе сценического освещения.
Сразу оговорюсь, на самой пресс-конференции об этом не рассказывалось. Что вполне объяснимо. Во-первых, это последующий этап реконструкции. Во-вторых, журналистов-неспециалистов это и не интересовало. Им важно было понять общую грандиозность замысла. Куда уж до частностей.
Итак, о свете.
Западная система сценического освещения предполагает мобильность подвески осветительных приборов, каждый новый проект требует своего пространственног о размещения. Традиция российского сценического света с репертуарным театром предполагает поплановое софитное размещение, так называемое "стационарное оборудование" — комплект осветительных приборов, устанавливаемых жестко на металлических конструкциях в объёме коробки сцены. Принцип попланового размещения осветительных приборов решено сохранить. Однако софиты станут многочастными, разрезными. Вместо единой многотонной многоярусной металлической конструкции 16-22 метров длиной, оснащённой осветительными приборами, проводами, разъёмами и т.д., будут три — пять автономных частей. Эти части закреплены на единой фермовой несущей конструкции, расположенной под колосниками и перемещающейся от зеркала сцены в глубину от зрителя. При этом каждая часть софита может перемещаться независимо от других в вертикальной плоскости. Здесь используется принцип работы мостового крана.
Боковые осветительные башни тоже будут двигаться по планам в глубину сцены и вдоль вертикальной оси — т.е. менять высоту подъёма над уровнем планшета. Портальные осветительные кулисы смогут перемещаться вдоль зеркала сцены.
Таким образом, возникает гибкое пространственное размещение осветительных приборов — или трансформируемое световое пространство.
Размещение прожекторов в зрительном зале сохранится в традиционном классическом варианте — осветительные ложи и фронтальная проекционная...
Уникальные мощные прожекторы с низковольтными лампами, разработанные специально по заказу Большого театра, в настоящее время уже проходят проверку и тестирование на других театральных площадках. Так же специально разработан дистанционно управляемый световой занавес, для создания свето-воздушных плоскостей и объёмов. Предполагается использовать театральные проекционные аппараты нового поколения, совмещающие слайдовую проекцию с возможностями профильного прожектора и цветодинамической заливки; цифровые видеопроекторы повышенной мощности с дистанционным пространственным позиционированием.
Кроме традиционных прожекторов с галогенными лампами накаливания будет использовано много приборов с металлогалогенными источниками, люминесцентными лампами, светодиодными модулями. Будет установлена система создания динамических объёмных световых картин с помощью лазерного сканирования. Вместо традиционных плёночных светофильтров и скроллеров будет использоваться система непрерывного цветосмешения CMY (RGB), когда происходит плавный переход от холодного света к тёплому через всё многообразие цветовых оттенков.
Система управления освещением будет создана на базе сети Ethernet. Обратная связь цифрового канала обеспечит непрерывный контроль за состоянием системы в целом и за работой каждого компонента сети. Организация контролируемого цифрового потока между главным осветительным пультом и всеми устройствами позволит компьютерную визуализацию театрального действия.
Всё сценографические трансформации (свет, механика, декорации) будут смоделированы в виртуальном пространстве. До того момента, когда актёры выйдут на сцену для репетиций в реальных декорациях, репетиционный процесс будет отработан постановочной группой при участии художника сценографа за компьютером. Это будут — виртуальные репетиции...
Пресс-конференция предполагает вопросы из зала (отвечает В.Ю. Ефимов). Вопросы прозвучали:
— "Почему реконструкция, например, миланского Ла Скала стоила дешевле?"
— Ответ заложен в самом названии театра — Большой. Наш театр раз в пять больше миланского и целого ряда других европейских сценических площадок. Но самое главное, наша реконструкция предусматривает сохранение и исторического здания, и исторической сцены. А модернизировать старое всегда дороже, чем строить новое...
— "Планируется ли сокращение бюджета?"
— Пока только поднимается вопрос поэтапного финансирования.
— "Как и чем российские производители будут участвовать в проекте?"
— Стальными конструкциями.
— "Чем обусловлена такая сложная механизация сцены?"
— До последнего времени Большой театр оставался театром живописных задников и тканевых декораций. Все современные режиссерские и постановочные решения приводили к тому, что спектакли монтировались длительное время. Для театра с разнообразным репертуаром, да и просто для современного театра, это — невозможно.
Вот, собственно, и всё. Мне на какой-то миг показалось, что присутствующие в зале журналисты до конца и не осознали всю грандиозность происходящего... Но стоило выйти на улицу, как взгляд невольно натыкался на задрапированную зелёной сеткой громаду здания Большого театра, будто впавшего в многолетнюю спячку. Прежним остался только фасад, с квадригой лошадей на фронтоне и Аполлоном, равнодушно взирающим на наши усилия возродить главный театр страны. Впрочем, у богов всегда такое выражение: ну-ну...