Ноль. Это когда всё впереди. На улице 1987 год, страна называется Советский Союз, а комсомол проявил хозяйственную инициативу. Принято совместное постановление комитета по науке и технике и правительства о создании центров научно-технического творчества молодёжи, спустя два месяца при Зеленоградском райкоме ВЛКСМ, 6 мая 1987 года был создан Центр НТТМ «Дока». Идейным вдохновителем и руководителем стал Александр Чуенко, один из авторов самой идеи хозяйственной деятельности молодёжи под эгидой комсомола.
Один. Год спустя я перешёл на работу в Доку. Позвал Женя Зайченко, с которым мы работали вместе в комсомольской организации НИИТМ и на заводе «Элион». Страшновато было. Мы привыкли работать в больших и надёжных государственных организациях, незыблемых как само мироздание. А тут что-то совсем непонятное, что за контора? Какое будущее ждёт? Как оно всё потом интересно оказалось. Менять жизнь, так менять! Подал заявление об устройстве на работу и в тот же день заявление в ЗАГС, прощай жизнь холостая!
В Доке свобода! Твори, выдумывай, пробуй! Что только не делали поначалу. Хирургические скальпели с лезвием из сапфира, велосипед на солнечных батареях, компьютерные игры, архитектурные проекты. Первые локальные сети - это тоже Дока. Все знают, что всемирно известная игра Тетрис начиналась в Доке, которая тогда сотрудничала с её разработчиком Алексеем Пажитновым? А её объёмная версия Weltris и вовсе была зарегистрирована под торговой маркой «Дока».
Два. Про свободное творчество. По приходу в Доку меня определили главным инженером, это главный по говну, в прямом и переносном смысле. Тем более, что необходимый опыт уже имелся, во время работы в комсомольской организации «Элиона» руководил строительством молодёжного клуба, где и накопил знания в области водопровода, электрики, сантехники, говна, то есть. А здесь от него просто спасу не было. Вплоть до 2016 года Дока располагалась в самом центре нашего города, в корпусе 360, уникальном творении зеленоградских архитекторов, в народе названном «Флейтой». Говорят, они даже архитектурную премию за неё получили.
Уникальность состоит в том, что длина здания 550 метров. Это много, очень много. А ещё жилая девятиэтажная часть возвышается над землёй на ножках, среди которых встроены стекляшки. Вот в одной из них, на месте магазина «Книги», где я в школьные годы покупал учебники, и поселилась Дока. Всё бы ничего, но из всех щелей рам больших окон дули сквозняки (стеклопакетов тогда и в помине не было), а канализационный стояк жилой части собирал со всех 9 этажей то самое дерьмо, которое стекало в горизонтальную речку, протекавшую по техническому этажу над нашими головами. Оно оттуда, знамо дело, периодически переливалось. Правильно, прямо на наши светлые головы. Это и стало моим первым заданием в Доке. Подошёл с размахом. Загнал бригаду говночистов на технический этаж и сделал гидроизоляцию в аккурат над Докой, укрепив края бортами, чтобы от соседей не поступало. Помогло. Товарищи по работе посмотрели с уважением. Когда следом установили промышленные кондиционеры, провели замену электрики, встал вопрос – что дальше? Памятуя о свободе творчества, я начал двигаться сразу в трёх направлениях: производство товаров бытового назначения, систем безопасности, светового оборудования для дискотек. Первая тематика была тогда крайне популярная - каждый ракетный завод норовил выпустить титановую лопату. Мы разработали «Ростер», в котором можно было делать горячие бутерброды, а я занялся внедрением их в массовое производство на заводах в Калуге и Нерехте. Сделали 100 штук, некоторые сохранились в домашнем хозяйстве докеров и до сих пор приносят пользу людям.
С системами безопасности тоже не пошло, хотя опытные экземпляры были и работали исправно. Дальнейшую судьбу компании определило третье направление. Еще на «Элионе», при строительстве молодёжного клуба, встал вопрос о динамическом освещении, световых эффектах. Никакого оборудования для дискотек в стране не выпускалось. На «Элионе» тогда можно было сделать всё, или почти всё. Сами разработали конструкторскую документацию, сами сделали пульт и диммер, матрицу из зеркальных ламп в виде окружности воздвигли прямо на танцевальной площадке.
По приходу в Доку я задумался, а почему не организовать массовое производство таких устройств? Сказано – сделано. Кузовные детали пульта заказывали на заводе, так же, как и детали матрицы, электрические платы паяли в небольшом цеху в подвале Доки, там же собирали ламповые модули. Полученную систему назвали DL-80, DL – начальные от Doka Light, 80 – число каналов управления.
Теперь встал вопрос, кому и как продавать? В руки попалась зеленая книжечка «Основы маркетинга». Первое, «определитесь кому будете продавать?» – прочитал вопрос на второй странице. Выписал себе на бумажку:
- дискотеки
- телевизионные студии
- дома культуры
Следующий вопрос – «какова география поставок?»
- Советский Союз, от края до края.
Цели поставлены – вперёд! Сразу раз – и в дамки!
Первым заказчиком стал Телевизионный Технический Центр «Останкино». Владимир Георгиевич Никитин и Юрий Алексеевич Шайдуров, руководители отдела спецосвещения. Они вняли моим эмоциональным рассказам, насколько красочным будет советское телевидение на исходе жизни Советского Союза. Первый договор был заключён в конце того самого 1989 года, да какой! 4 пульта управления DL-80, 16 матриц! Собственно, за счёт авансовых средств на этот договор мы заложили производственную программу, не прибегая к помощи общего доковского кошелька.
Три. Производство запустили, надо научиться продавать. Найти продавца! В конце 1990 года я с Анатолием Айрапетянцем оказался в подвале лабораторного корпуса МАИ, там мы нашли молодого, энергичного Володю Голикова. Как он пел! Монолог Остапа Бендера о Новых Васюках кажется блёклым и безынтересным на его фоне. Как можно развить бизнес, как сделать Доку центром света во Вселенной. Уходил я под большим впечатлением, через короткое время Володя уже работал в Доке первым руководителем отдела продаж светового оборудования. Дальше больше — «А давайте создадим отдельную компанию по продажам и назовём её DSL – Doka Stage Lighting?» Сказано - сделано! У Доки появилась компания спутник. Но совместная жизнь продлилась недолго, виной тому, наверное, высокие амбиции, не будем ворошить далёкое прошлое. Дока вышла из состава учредителей, и новая компания отправилась в самостоятельное плавание. Один забавный момент, ДСЛ переехала в здание 3-торгового центра, метров 500 от нас, а спустя месяц прямо около клуба Орлёнок напротив входа в Доку появился рекламный плакат – «ДСЛ: световое оборудование для дискотек!»
Стали налаживать продажи самостоятельно. И дело пошло. В последующие годы оснастили нашими матричными комплексами многие национальные телерадиокомпании Советского Союза, а потом и всего СНГ.
Четыре. За окном лихие 90-е, на прилавках магазинов пусто, денег нет. В отношениях между организациями прочно внедрился бартер. Помню, оленеводы захотели ярких лампочек в клубную дискотеку, предложили поменять пульт на шкуры оленей. Но апофеозом стал бартерный обмен пульта DL-80 на самосвал свинины. Совхоз Рощинский в Башкирии, крупное образцово-показательное предприятие животноводства, в селе новый ДК, а света нет! Заключили соглашение и вот прохладным октябрьским утром за окном моего кабинета остановилась машина, ЗИЛ-130, самосвал. Взобрался по колесу, перегнулся через борт, а там полный кузов свиных ног! Вечером того же дня закрылись с супругой на кухне, положили ногу на пол и я, неловко орудуя топором, пытаюсь разрубить на части. В двери появляется голова трёхлетней дочки, глаза которой немедленно превращаются в два больших пятака: - «ох, ничего себе окорочка!!»
База. Да, именно так её звали в Доке — база! Каким-то образом Саша Чуенко пробил для нас место отдыха в Солнечногорском районе, прямо в лесу на берегу реки Катыш, притоке Истры. Построили несколько щитовых домиков, избу-сторожку, баню, до берега проложили дорожку из каменной плитки, пирс построили. Любой сотрудник мог приехать, бесплатно конечно! Все годы, пока база была с нами, день рождение Доки праздновали там. А сколько наших друзей там гостило! Но об этом позже.
Пять. Наш первый контакт с иностранными производителями света. В Москву приехал руководитель итальянской компании F.A.L. Примо Бертани в поисках партнёра. Владимир Соловьёв, телеведущий, в ту пору директор компании Universal, производитель светоэффектов, посоветовал ему отправится в Доку. Так мы и встретились, деловая кооперация между F.A.L. и Докой переросла в многолетнее сотрудничество и личную дружбу. К сожалению, Примо уже нет среди нас, но память об этом замечательном человеке живёт.
Шесть-семь. Дока выходит на международную арену в свете. Стоит уточнить, в области совместных разработок и производстве программных продуктов Дока уже была известна как международный партнёр. Теперь пришла очередь заявить о себе как о компании, способной стать дистрибьютором самых известных мировых производителей оборудования для дискотек, эстрады и театра. СТД России во главе с Владимиром Уриным при поддержке Международной конфедерации театральных союзов решили организовать совместный стенд российских компаний – производителей театрального и околотеатрального оборудования. Типа и мы кое-что можем. Наши архитекторы соорудили башню из хрома, мы в неё вставили пульт с диммером, по случаю международной премьеры выкрасили его в синий металлик, а сверху башню украсили светильниками, купленными через дорогу от Доки в магазине 1000 мелочей и снабжёнными цветными стеклянными фильтрами.
С французской стороны встречал Мишель Гладиревский, редактор журнала АС, уважаемый в театральной среде Пятой республики человек. Прилетели. Вместе с нами следует багаж пару тонн весом. Удивительно, но французские таможенники спрашивают:
— А где документы?
— Какие документы?!
Ага, сейчас всё развалится. Но нет, Мишель позвонил министру культуры, тот набрал телефон главного таможенника, российско-французская дружба в результате победила, груз впустили. Без документов.
Потом была сборка и монтаж. Знаю, не поверите. Но это именно так. Вот этими самыми руками, которые сейчас по клавишам стукают. Собрали. Выставка состоялась, ваш покорный слуга дал интервью Первому каналу Российского телевидения, мы заключили эксклюзивное соглашение на дистрибуцию с компанией F.A.L., всемирно известным производителем театральных прожекторов и систем управления светом ADB, и компанией Jem smoke machines, которая занималась производством различных генераторов сценического дыма.
В том же 1993 году к нам поступил совершенно уникальный заказ: разработать, изготовить и оснастить передвижной осветительный комплекс для телекомпании ВГТРК. Работа закипела. Сначала проект. Комплекс представлял собой два автомобильных фургона, в которых размещались пультовые для управления эффектным освещением, помещения хранения мобильных фермовых конструкций, укомплектованных прожекторами вместе с коммутацией. На крыше фургона имелось металлическое ограждение, которое поднималось в стационарном состоянии и можно было работать операторам следящего света. К двум тягачам с полуприцепами прилагалось два передвижных дизель-генератора на шасси Урал, так что можно осветить концерт хоть в чистом поле! Рамы для полуприцепов заказали в Челябинске, тягачи КАМАЗ в Набережных Челнах, рамы отогнали в Финляндию и там построили нужной конфигурации фургоны по нашим чертежам. Вот такая получилась международная кооперация!
Восемь. 1995 год запомнился выставкой «Музыка Шоу техника» в Экспоцентре. В предыдущем году на выставке SIB в Римини я встретился с Pio Nahum из Clay Paky, познакомились, поговорили, а на следующий год подписали эксклюзивное соглашение. Приехав в Бергамо и посмотрев световое шоу в шоу-руме, я настолько впечатлился, что решил его полностью воспроизвести на выставке в Москве, обозначив исторический союз Доки и Clay Paky на русской земле. Арендовали огромный стенд – 200 кв. метров, соорудили шатёр из ферм, затемнили чёрной непрозрачной тканью и повторили расстановку приборов. Приборы тоже привезли, временный ввоз оформить крайне сложно, основная масса прожекторов сканеры, в совокупности более 100 единиц, решили рискнуть, выкупили и растаможили. И не прогадали! Шоу имело грандиозный успех, повторяли каждые полчаса в течение 4-х дней выставки, зал на 80 мест гарантировано заполнялся, а в последний день тех, кто не помещался, сажали прямо на пол. Все прожекторы быстро нашли своего покупателя. Выставок в истории Доки было много и разных. Вот интересно, в начале нашего творческого пути заметна склонность к гигантомании. Огромные стенды с демонстрацией шоу на выставке «Экспо-шоу» в Санкт Петербурге, в Сокольниках пару раз вообще целиком 17-й павильон арендовали. Ещё выставлялись в Новосибирске, Сочи, Красноярске… и в Сингапуре. Когда в начале 90-х в стране в очередной раз кончились деньги в голову пришла идея, а что может быть продано за рубежом за твёрдую валюту? Маркетинговые исследования показали: газоразрядные лампы, дихроичные фильтры и шаговые двигатели для производства сканеров. Лампы ДРИШ-575 и ДРИШ-1200 выпускали в Саранске, дихроичные фильтры в Обнинске, шаговые двигатели производили на «финском модуле» завода «Элион» у нас в Зеленограде для управления приводом считывающего устройства дискет на компьютере. А мы всем этим успешно спекулировали на международном рынке. Нет! Ну не так банально, лампы снабдили инструкциями на немецком и английском языках, упаковку поменяли, двигатели по просьбе заказчиков комплектовали проводами разного цвета. Про цвет проводов. Понятно желание производителя иметь выводы разного цвета, чтобы монтажник не перепутал. Только советское наследие не давало изготовителям устанавливать разноцветные провода, все восемь выводов норовили одинаковым коричневым проводом сделать. Кричал, ругался, премиями подкупал, ничего не помогает. Сами покупали цветной провод, сами ставили. А вы знаете, что владелец Robe любит вспомнить, как свои первые сканеры комплектовал шаговыми двигателями от Доки!
Девять. В 90-е Дока была поставщиком светового оборудования для дискотек и домов культуры, театры к нам обращались крайне редко. Но метко. Причем в первую очередь за динамическим освещением, тем самым, которое Ефим Семёнович Удлер язвительно называл «дискотека». Как вспоминает Анатолий Айрапетянц (партийная кличка «Сандрыч») первые сканеры Roulette 1200 F.A.L. были поставлены в Ставропольский краевой театр драмы, где в ту пору начальником цеха постановочного освещения трудился молодой и красивый Андрей Александрович Болдырев. Следом в южный край отправились пушки Starlight и диммерные шкафы Eurorack. До сих пор работают!
Но мне больше запомнилась первая поставка сканеров Clay Paky в театр Сатирикон. Машков, премьера в роли режиссёра с «Трёхгрошёвой оперой», в главной роли Константин Райкин, болтается в петле над сценой в лучах десяти Golden scan-3. Круто, прорыв! Динамический свет приходит в театр, преодолевая преграды. Помню, Анатолий Кузнецов, благодаря принципиальной позиции которого и удалось внедрить в световую партитуру спектакля профессиональные сканеры, рассказывал, как он прописал красивые пресеты с вращением гобо и наложением призм, красота, да и только! Машков пришёл, посмотрел: — «Спасибо, не надо! Оставьте статические белые кружочки, а то артистов не видно!» Вот пишу эти строки и позвонил Анатолию Кузнецову уточнить даты. Те самые Golden Scan-3 работают до сих пор практически без единой поломки! 26 лет! Удивительно, Андрей Болдырев и Анатолий Кузнецов присоединяться к нам в праздновании 35-летия, как здорово что все мы здесь сегодня соберёмся!
Десять. Да, дискотеки. Зато какие! «Наутилус» во Владивостоке, «Джуманжи» в Саратове, «Метро» в Питере, «Метелица» в Москве. Да, та самая «Метелица» на Новом Арбате, самая крутая дискотека в Москве в 90-х. Гражданин мира Noel Skrinsky, технический директор проекта, поверивший в Доку. А среди именитых дискотек не менее именитый Ленком. «Варвар и Еретик», спектакль Марка Захарова в постановке гениального Олега Шейнциса, именно благодаря ему были выбраны сканеры следующего поколения Golden Scan HPE.
А дальше было сотрудничество с великим Александром Абдуловым и его творческой мастерской-антрепризой. Если подниматься в большой зал Ленкома по парадной лестнице, на её изгибе за тяжёлой красной шторой есть неприметная дверь, там и располагалась антреприза. Директором в антрепризе был Адамян Арсен Суренович. В той комнате часто устраивались посиделки, приглашали и меня. Подумать о том, как лучше осветить выступления антрепризы. Конечно, мне было приятно, участвовать в таких обсуждениях, Александр Абдулов — мой любимый актёр, а фильмы Захарова я вообще считаю непревзойдёнными шедеврами: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить Дракона». И вот этот человек сидит в соседнем со мной кресле, в рюмке налито немного водки, и рассуждает о сценографии будущего спектакля. Иногда спокойно, иногда Абдулов просто взрывался, лицо моментально багровело, голос переходил на истошный крик, а мне очень хотелось сползти по стулу и спрятаться под стол. Но на удивление, когда Абдулов поворачивался ко мне, как будто бы срабатывал выключатель: Саша, а что по этому поводу думаешь? Он меня называл просто — Саша. Кстати, другие великие актёры, с которыми меня сводила жизнь, а точнее работа в Доке, тоже называли меня Сашей. А мне так и нравится. После премьеры спектакля «Игрок» всё в той же комнате удалось встретиться за одним столом с Макаревичем. Причём в узком составе: Абдулов, Макаревич, девушка с ним, я и Сандрыч. Мы были за рулём, не пили и были не очень компанейскими, а жаль.
Да, наступил наш первый юбилей, но я его не помню. Думаю, отметили на базе в кругу докеров, без помпы, под наш фирменный тост: — «За Доку мы сейчас как жахнем! И ещё раз как жахнем! От винта!» И сейчас, 35 лет спустя, все наши друзья и партнёры знают эту фирменную традицию Доки, сохраняющуюся до сих пор.
Одиннадцать. 1998 год. Так хочется спросить вас – можно пропущу? Не могу знать спустя столько лет яркие события каждого года нашей жизни. Но попробую. Что точно помню в этом году – дефолт. И курс доллара, взлетевшего 17 августа с 6 рублей до 25. А потом в Доке замолкли телефоны, на две недели. Наш бывший офис, перегороженный невысокими стеклянными перегородками, подразумевал, что если где-то звонит телефон, то его слышат все. А здесь молчали ВСЕ телефоны. Было жутко. Но листаю подборку наших журналов Все Новости Света и вижу: Дока осуществила грандиозную поставку техники для Центра национальных культур в Тюмени через системного интегратора, московскую компанию Латеко-Б. Значит, жизнь продолжается.
Двенадцать. На выставке «Музыка Москва-99» третий и последний раз в истории воспроизвели световое шоу, записанное для шоу-рум в штаб-квартире Clay Paky. Впервые в шоу участвовали прожекторы с подвижным корпусом Stage Zoom, наступала эра moving body.
Тринадцать. Millenium. 2000. Да, эффектный переход, было на счётчике 1999 а стало 2000. Магия цифр. Вот про эту магию припас вам историю. Отель «Ореанда» в Ялте, прямо на набережной, самая крутая по тем временам. Хозяева решили построить дискотеку на крыше, обратились к нам. Придумали фермовую конструкцию, развесили прожекторы, лазер по просьбе заказчика включили в спецификацию, теперь это всё надо привезти в другую страну, растаможить и смонтировать. Лучшее решение – консолидировать груз в Европе и уже потом везти в Крым, который тогда был украинским. Был у нас партнёр в Великобритании, компания Lighting Technology group, в которой управляющим директором работал Gary Nelsson. Ему мы и доверили операцию «Ореанда». Всё оборудование: прожектора Clay Paky, F.A.L., система управления ADB, эффекты от разных производителей, акустика были собраны на складе в окрестностях Лондона. Осталось подогнать большой трак, загрузить и привезти в Ялту. Но тут грянул тот самый миллениум. Помните в сериале о Джеймс Бонде главный герой приземлился на крышу купола, которую поддерживали огромные желтые фермовые столбы? Это Миллениум Дом, грандиозный проект британцев к смене тысячелетий. В огромном здании должны была быть размещена экспозиция, рассказывающая об эволюции человечества. Должна, но так и не была реализована. Проект финансировали частные инвесторы, изначально запланированных средств не хватило, компании, которые уже участвовали в этом проекте, потеряли свои деньги, некоторые из них обанкротились, среди последних Lighting technology group. Произошло это примерно в тот момент, когда огромный грузовик приехал на склад компании в окрестностях Лондона с целью забрать подготовленный к отправке в Ялту груз. Кто понимает, что такое банкротство? Это когда ты отправил все деньги, а тебе взамен ничего и за это ничего не будет. Банкроту. Но не вам. Тем более если заказчиком выступают крепкие ребята с тяжёлым взглядом. Пронесло! Груз забрали в последний момент! Спасибо Гари, сделал всё, чтобы поставка состоялась. Но прядь седых волос в моей негустой шевелюре, безусловно, добавилась.
Миллениум. 2000. Напротив «Флейты», в которой мы тогда проживали, высилось тридцатиэтажное здание недостроенной гостиницы. А почему бы не написать на ней во весь рост цифру 2000? Светом! Прожектор Night Color 1200 водрузили на козырёк над входом в Доку, установили соответствующее гобо и вот вам гигантские цифры на весь город. Хорошо, в Доке работают приличные ребята, а то так можно было и что-нибудь другое написать.
В 2000 году состоялся первый семинар Доки в пансионате на озере Круглом. Дорогие друзья-конкуренты, мы были первыми, это уже вы потом после успеха нашего мероприятия принялись копировать его. Сказать честно, и я поглядывал на опыт наших зарубежных друзей, в первую очередь Clay Paky. Слагаемые успеха: конец мая, природа расцветает, едем за город. Рассказываем о новинках, показываем их, обсуждаем, общаемся в неформальной обстановке с нашими партнёрами, заказчиками, художниками по свету. Было 135 человек со всей страны и из-за рубежа, среди гостей Константин Райкин. Семинар стал реально событием, а потом и новой традицией Доки.
Ещё одна премьера состоялась в 2000 году. В Доке появился отдел материалов и технологий сценического дизайна, который возглавила и до сих пор возглавляет Маргарита Белоусова. Очень полезный отдел, множество всяких важных и нужных театральных мелочей: краски для декораций и костюмов, театральный реквизит, балетное покрытие, экраны… Возможно, именно с созданием отдела обозначился поворот Доки от сектора эффектного оборудования для дискотек в мир профессионального театрального света.
Четырнадцать. 2001-й – первый год нового тысячелетия, в России создаётся первый полномасштабный мюзикл, да ещё и по отечественной повести В. Каверина «Два капитана». В Доку обратились продюсеры с просьбой разработать уникальную систему световых эффектов под сценарий спектакля. К делу подошли основательно. Вместе с художником по свету спектакля Сергеем Мартыновым отправились на выставку в Париж знакомиться с последними новинками. Там нам и попался на глаза прожектор Patend light от компании GLP. Любопытная штука! Большой ящик с блоком питания, управлением, на котором закреплена небольшая лёгкая коробочка с подвижным зеркалом, так вот эту коробочку немцы научились раскручиваться до сумасшедшей скорости, так что луч света сливался в веер. Ничего подобного на рынке не существовало и не существует, чем не лопасти для самолёта, который являлся основой декорации. Прожекторы были закреплены снизу четырёх подиумов, которые в нужный момент поднимались, лучи начинали вращаться, постепенно ускоряясь – полетели!
Правда потом, в процессе эксплуатации выяснилось, что законы физики никто не отменял, центробежные силы делали своё дело, приборы регулярно ломались и стали головной болью наших техников. Но если бы мы тогда знали какой трагедий обернётся просмотр мюзикла для его создателей и зрителей! Хорошо помню этот момент. Примерно девять вечера, я вернулся с работы, звонок по телефону, Максим Бирюков: - «Саня! Пи..ец! Включай радио, зал на Дубровке захватили террористы!»
Эти долгие часы ожидания исхода, штурм, жертвы… Александру Федякину, завпосту спектакля, при штурме прикладом высадили все зубы, бородатый, с черноволосой шевелюрой, кто там разбирался! Но гораздо печальнее случилось с Геннадием Солодовым, инженером по свету, в тот вечер стоявшем за пультом. Его не нашли. Супруга Анатолия Айрапетянца Ксения с молодой женой Гены по очереди объезжали все морги, пока не опознали…
О хорошем. Примерно в эти годы в нашу компанию пришёл на работу Алексей Ненашев, работавший художником по свету в театре Мастерская Петра Фоменко. А моим секретарём работала Дина Калинина, дочь Анатолия Шевчука, долгие годы возглавлявшего направление программных продуктов. Познакомились, полюбили друг друга, поженились, вместе воспитывают двух очаровательных дочурок. В 2003 Алексей решил создать свой бизнес, вместе с Диной покинули Доку и образовали Show Atelier. Обычно в таких случаях появляются взаимные претензии, но только не в нашем случае. Доку и Show Atelier связывает плодотворное сотрудничество, у нас отличные дружеские отношения. Коллеги! Берите пример!
Пятнадцать. 2002 – первый юбилей, который мы праздновали прилюдно, на втором семинаре. У меня даже раритетная футболка сохранилась с логотипом «15 лет Доки».
Жизнь продолжается, мы продолжаем оснащать клубы, хотя их количество явно идёт на убыль, и делаем робкие попытки пробраться на театральную сцену. Норильский заполярный театр драмы, самый северный театр в мире. Любовь Михайловна Березина, в ту пору директор театра, приехала в 2000 году на первый семинар, поверила в нас и пригласила произвести реконструкцию системы постановочного освещения, пострадавшую после недавнего пожара. ИЛ-62 Домодедовских авиалиний, лечу, мне никто не сказал, что из-за непогоды есть все шансы провести в аэропорту неделю, а то и две. Ещё поразило, что из города есть две дороги: в аэропорт и в Дудинку. Всё. Съехать некуда – тундра и вечная мерзлота. Солнце круглосуточно, главное шторы на ночь плотно прикрыть. И любовь к сугудаю у меня с тех пор. Знаете? Муксун в замороженном состоянии настрогать тонкими ломтиками, соль, перец, взбить в кастрюле хорошенько, спрыснуть маслицем, налить рюмку холодной водки… Побежал за салфеткой слюну вытереть. Водку пью крайне редко, предпочитаю другие алкогольные напитки, но с сугудаем невозможно, водка и сугудай, это как шампанское с чёрной икрой.
Норильский театр мы сделали. Хотя и непросто. Если какой кабель забыли, в зоне вечной мерзлоты вряд ли найдётся. Руководить работой попросили Володю Кучеренко, к нему под крыло дали бригаду, а не додумались, что в суровых северных условиях важна психологическая совместимость, которой не случилось. Володя не из тех людей, которые привыкли жаловаться, ничего не сказав, скрепя зубы, практически выполнил монтаж системы в одиночку, своими руками!
Потихоньку, но с определённым упорством пробираемся в главные театры страны. В 2002 году состоялась поставка Stage zoom и СP color в Большой театр; Stage Zoom, Stage Color, Stage Profile в Мариинский театр. Безусловно, театральная среда очень консервативна и художникам по свету приходится преодолевать сопротивление режиссёров и сценографов, предлагая использовать в спектакле интеллектуально-управляемые прожекторы. Именно Дока выступила пионером поставок в театр прожекторов с широким набором световых эффектов, может просто потому, что мы выросли из поставщика света для дискотек?
Ещё. Сказать в чём секрет (один из секретов, что я, глупец, все секреты выбалтывать?) многолетнего успеха Доки? Надо внимательно слушать художников по свету. Они работают с фонариками, они, как никто другой знают, что важно, что неважно в конструкции прожектора, они знают, ЧТО ИМ НУЖНО. Просто надо внимательно слушать и запоминать, а потом донести эту мысль до производителя и убедить в необходимости исполнить эти функции. Кстати, СP color на многие годы стал любимым инструментом театрального художника по свету в качестве равномерной заливки театральных задников. Потому что разрабатывался с учётом пожеланий театральных художников по свету. Наших, кстати.
Вот я всё про успехи. А были у Доки неудачи? Были. Немного, но не обошлось. Примером может стать реконструкция системы освещения Московского ТЮЗа всё в том же 2002 году. Всё хорошо придумали вместе с Глебом Фильштинским. Разработали проект. Приступили к реализации, в качестве субподрядчика по электромонтажу пригласили стороннюю организацию, название помню, но к чему оно вам? Похоже, этой компании давно не существует на рынке. Сначала всё было нормально, приступили к демонтажу старых линий, прокладке новой трубной разводки, затягиванию кабелей. Но время идёт, и я, и театр, видим, что к открытию сезона зал готов не будет. Я — звонить бригадиру, которого хорошо знал, нормальный парень, ответственный, раньше в Доке работал.
— Миша? Что случилось? Вы нас подводите.
— Не волнуйтесь, Александр Николаевич, всё сделаем.
А потом вообще перестал отвечать на мои звонки. Марк Дмитриевич Литвак, в ту пору директор МТЮЗ, исключительно интеллигентный человек исключительно интеллигентно спрашивает меня: — «Александр Николаевич! Вы знаете какова выручка спектакля? Я вынужден буду предъявить вам иск за все сорванные спектакли, за каждый, у меня просто другого выхода нет.»
В пожарном порядке вышли на площадку все наши сотрудники, способные держать оружие… монтажный инструмент в руках, позвали Макса Бирюкова с его бригадой. Сделали в последний момент ценой невероятных усилий. А я получил урок, выбирай партнёров, осторожно, но выбирай!
Под самый закат 2002-го года в масштабах Доки произошло историческое событие, в ту пору произошедшее практически незаметным, в последние дни декабря было зарегистрировано ООО «Дока Санкт-Петербург».
Шестнадцать. 2003. Год начался торжественным открытием нашего отделения в Санкт- Петербурге – Питерской Доки. Событие! Разговор откровенный, признаюсь — мне очень нравится Петербург. На подсознательном уровне я ищу повод вернуться в этот город. Вот и нашёл! Дока Санкт-Петербург!
Не думаю, что это надо скрывать, с подбором персонала мне тогда сильно помог Андрей Николаевич Проничев, на тот момент технический директор Мариинского театра, коренной петербуржец, отлично знакомый с театральным закулисьем города.
— Попробуйте обратиться к Александру Викторовичу Сергееву. Человек, который прошёл школу ТЮТа, интеллигентный, образованный, на сегодня работает в банковском секторе, но кто знает, вдруг его заинтересует новая идея?
ТЮТ, кто не знает, Театр Юношеского Творчества, расположенный в недрах Аничкова дворца и КЦ «Фестивальный» на Невском проспекте, настоящая школа театральных кадров Питера. Через неё прошли сам Проничев, Мельников Олег Васильевич, Глеб Фильштинский, Гидал Шугаев, Евгений Ганзбург, Глеб Абаев. Без этих людей театральный мир Питера не был бы полным и совершенным.
С Александром Викторовичем нам повезло, под каждой характеристикой готов расписаться. И поехали! Вместе. Сразу в дамки. Начали с реконструкции системы постановочного освещения большого концертного зала «Октябрьский», культового места в концертной жизни города. Ещё был дом-музей Фёдора Достоевского, согласитесь неплохо для начала.
Семнадцать. 2004. В этом году мы приступили к ещё одному знаковому проекту в истории Доки — реконструкции системы постановочного освещения Новосибирского театра оперы и балета. Театр можно смело назвать визитной карточкой города, его самым узнаваемым элементом, впору на герб примерить. Откроется в театр в следующем, 2005-ом, на открытие приедет Президент России, а пока его надо построить, реконструировать. Заказчик в лице генподрядчика, компании «МОССИБ». Большая уважаемая компания, строит диппредставительства России за рубежом. Это тогда. А позднее, примерно в 2009-2010 годах сдулась. Кто помнит, едешь из центра от 3-его кольца на выезд, справа прямо на уровне эстакады огромные объёмные буквы «МОССИБ». Потом их почему-то сняли положили на крышу, они как-то неестественно распростёрлись на раскатанном рубероиде. А потом и вовсе исчезли. Вместе с неоплаченным долгом перед Докой за выполненные в Государственном Кремлёвском дворце работы по монтажу системы постановочного освещения зала. Но это было потом. А сейчас вот, новый поворот! Ещё более высокий уровень ответственности. Недавно созданный проектный отдел Доки должен доказать, что может решать такие сложные задачи. И доказывает! Легендарная Марина Аркадиевна Косолапова, много лет отдавшая работе в не менее легендарном Гипротеатре, пришла в Доку доказать, что можно профессионально проектировать в коммерческой компании. Огромное количество линий коммутации, более 400 км кабельной проводки, самые современные на тот момент диммерные системы в мире Eurodim 2 от ADB, пульты Phoenix, мы действительно перешли на новый этап развития — комплексное проектное решение с ответственностью за конечный результат. Выполнить такой сложный проект без местной компании сложно. Нашли. BNC. Во главе с Наталией Ивановной Пинус, красивой блондинкой, которая разбивает стереотипы о их глупости. Там же нашли грамотного инженера для управления этапами электромонтажных работ. Им оказался настоящий сибиряк, Алексей Юрьевич Смыслов, технический директор Новосибирского театра «Глобус». Ну ладно, не совсем настоящий, родом Алексей Юрьевич из Саратова, но по характеру настоящий сибиряк! Сделали! Президент приехал, слова хорошие сказал, не про нас, про культуру вообще, но всё равно приятно. Нам грамоту от губернатора дали. Тоже спасибо!
А Наталья Пинус сегодня является депутатом Новосибирской городской думы и активно отстаивает интересы своих избирателей. Честно, не ради собственной выгоды, ради будущего нашей страны, как бы патетично это не звучало. Есть чему поучиться. В 2004 году состоялась презентация полноуправляемых прожекторов Clay Paky серии Alpha, на многие годы ставшие законодателем моды в мире профессионального света. В том же 2004 году мы оформили свои официальные отношения с компанией ЕТС, таким образом закончив формирование портфеля продуктовой линейки для комплектации современного театра.
В этом же году ЕТС представила рынку полноуправляемый театральный прожектор Source Four Revolution, возможно самый противоречивый прибор в модельной линии за всю историю.
Другое знаменательное событие относится к семнадцатому году нашей жизни — мы выпустили книгу «Театральное освещение» Дамира Исмагилова и Елены Древалёвой. Уникальное событие в театральной среде, никто до сих пор такие книги в стране не создавал. Есть работы иностранных авторов, но они не в счёт. А здесь — наши, красивые, умные, отлично знают потребности отечественной сценографии, имеющие опыт работы буквально со всеми ведущими театрами страны. На презентацию пришли многие известные люди, среди них Давид Львович Боровский, ныне классик театральной сценографии России. Увидев мой взгляд на его потрепанный портфель с надписью «Дока. F.A.L.», сказал: - «Вот! Рекламирую вас как могу.» Светлая память великому художнику-сценографу!
Восемнадцать. 2005. В начале года печальное событие — умер наш давний и надёжный партнёр Володя Кучеренко. Помню, как я приехал на реконструкцию БКЗ «Октябрьский», зашли в кафе перекусить, он мне рассказал, как по какому-то незначительному поводу обратился на УЗИ, а врачи ему рассказали, что видят опухоль размером в куриное яйцо. Последовали два года борьбы, Володя не сдавался, помню, приезжал проведать в онкологический центр, где ему сделали операцию по удалению, сильнейшие боли, но как держался! За неделю до смерти приехал попрощаться. Тяжело.
Работа продолжается, заказы есть, мы активно проектируем театры и концертные залы в различных городах России. Как необычную для нас отмечу инсталляцию в мебельном салоне в центре Москвы, при помощи профильных Source Four и заказных гобо можно создать настроение интерьера с жалюзи, шторами и другими проекциями интерьера. В августе 2005 года Дока заключает контракт с немецкой компанией Bosch Rexroth на весь комплекс работ по реконструкции системы постановочного освещения исторической сцены Большого театра.
Девятнадцать. 2006. Год богат на открытия театров, построенных с участием Доки. Наконец-то целиком по всем разделам сценических технологий прошли путь от проекта до полной реализации: Оренбургский драматический театр, которым бессменно руководит Павел Леонидович Церемпилов. 16 лет прошло с момента открытия обновлённого театра, а наша дружба и сотрудничество продолжается, то подремонтируем что-то, то театр дозакажет что-то из оборудования, а недавно сделали проект реконструкции малого зала.
Александринский театр. К 250-летию прошёл комплексную реконструкцию исторической сцены. Дока в кооперации с Докой Санкт-Петербург занимались системой постановочного освещения. Глеб Фильштинский, как автор концепции, предложил бессофитную схему организации сценического пространства. Есть набор электрифицированных штанкет, в трюме организован склад фермовых модулей с прожекторами. В зависимости от творческой задачи световые модули развешиваются на нужные штанкеты. Такая схема больше распространена на гастрольных площадках, у нас же театр репертуарный, более привычный к стационарным софитам. Диплом с благодарностью губернатора Валентины Матвиенко среди прочих украшает стены моего кабинета.
В конце года открылся ещё один престижный объект – концертный зал Мариинского театра, Мариинка-3 по внутренней классификации. Официально открылся в ноябре, но до того было решено использовать зал во время встречи министров финансов стран «большой восьмёрки». Приезжаю на стройку, вместе с Алесандром Викторовичем заходим в зал, поднимаю голову, там серое питерское небо и на меня падают апрельские снежинки, крыши нет. А в мае здесь должна пройти международная встреча. Но всё состоялось, каким-то чудом в последний момент перекрыли крышу, а недостроенные стены затянули огромными баннерами. Система постановочного освещения Мариинки-3 спроектирована, изготовлена и смонтирована в тесном взаимодействии между Докой и Докой Санкт-Петербург. Сложная конструкция подвесов и кабельных барабанов позволяет переконфигурировать схему освещения в зависимости от творческих задач.
В этом году был Showlight и опять мы первые. Showlight – это форум художников по свету, который проводят для художников по свету. Проводят раз в четыре года ассоциация ХПС Великобритании. И мы туда заглянули, в Мюнхен на этот раз. Интересно и необычно, про свет как миссию.
В нашем журнале ВНС опубликовано большое интервью с главным художником театра «Ленком» Олегом Шейнцисом, взятое главным редактором Юлией Калачевой. Несколько месяцев позже Олег Аронович скончался.
Двадцать. 2007. Недавно созданное направление сценической механизации громко заявило о себе: Красноярский театр оперы и балета, театр Луны, театр Клоунады под руководством Терезы Дуровой, около 200 лебёдок и шкафы частотного управления.
Как это часто в жизни бывает, работа и личная жизнь могут тесно переплестись. Я уже написал Доковскую историю любви Дины и Алексея. Настал черёд ещё одной трогательной истории. В 2007-м мы занимались монтажом и наладкой системы управления верхней механизации Красноярского театра оперы и балета. Возглавлял работы Андрей Грязнов, работа тяжёлая, многое делаем в первый раз. Уехал на неделю, а уже сидит на объекте вторую, третью, четвёртую… Забеспокоился, звоню.
- Андрей! Что случилось?
- Саша! Идёт трудно, надо мне во всём разобраться
- Бросай, пусть ребята без тебя разберутся.
- Не могу! Как они без меня справятся?
Приехал через месяц. С молодой невестой. Поведал: в обеденный перерыв забежал в кафе перекусить, шёл с подносом, зацепился ногой за ножку стола, чашка с кофе полетела на милую девушку, сидящую за столом. Как порядочный человек Андрей не мог не жениться! 4 ноября 2012 года, в день моего юбилея раздался звонок:
- Саша! У меня сын родился! Егоркой назвали.
В этом году Егору исполнится десять лет, и я никогда не забуду его день рождения.
Но и свет не забываем. В Михайловском театре провели реконструкцию системы постановочного освещения (конечно, с Докой Спб). Уникальный случай в моей практике: договор заключён между Докой и… физлицом в лице директора на сумму с восемью нулями! Директор театра, в прошлом известный предприниматель, лично выступил частным спонсором реконструкции театра!
Нам 20 лет! Ещё одна футболка в мой исторический гардероб. Празднуем на Истре, прямо на плавучем понтоне. Коллеги из Имлайт подарили памятный знак, но сохранился тот, что к 25-летию, до сих пор в моём кабинете на видном месте красуется.
Двадцать один. 2008. Начиная с 2005 года мы занимаемся историческим проектом реконструкции не менее исторической сцены Большого театра. Подробнейшим образом вместе со специалистами театра, во главе с техническим директором Вячеславом Юрьевичем Ефимовым, проехали почти всех главных производителей профессионального света, чтобы сделать ответственный выбор. Две недели на микроавтобусе по Европе: Германия, Люксембург, Франция. В результате выбор сделан: пульты управления ЕТС Eos, диммерная Eurodim 3 от ADB, интеллектуальный свет Clay Paky (много), пушки Robert Juliat, театральные прожекторы Niethammer, прожекторы ARRI в поворотных лирах Lichttehnik, световые проекторы Ludwig Pani – парад достижений мирового осветительного хозяйства! Совместно с проектным бюро Kunkel Consulting Дока активно участвовала в разработке проекта. Нам даже выделили свой кабинет в штабе строительства на Кузнецком мосту. Началась поставка осветительного оборудования, мы поставили на стройку все прожекторы Clay Paky, что-то около 250 единиц (!), диммерную систему, пульты управления.
Но что-то пошло не так. Сроки сдачи затягивались и неоднократно переносились по вине генерального подрядчика. В какой-то момент стройку посетил Президент (тот, другой) и был жёстко обозначен срок сдачи – 2011 год. Начальством принято решение как раз в 2008 году – вывести из контракта с Bosch Rexroth разделы аудио, видео и постановочное освещение. Соответственно, Bosch Rexroth прислал нам уведомление о разрыве контракта. Невыполненная часть контракта с недопоставленным оборудованием была оформлена как новый аукцион, который объявлен в 2009 году. В этот момент мы проходили юридические процедуры перерегистрации и объективно не могли участвовать в аукционе, который выиграла другая компания. Обидно, конечно. Столько сил вложили. Но на конечном этапе, когда стало очевидным, что выигравшая аукцион компания не успеет закончить монтаж и наладку в срок, руководство Дирекции по строительству обратилось к нам за помощью: прокладка линий системы управления, ПНР по цифровой сети. Справедливости ради, спасать ситуацию были привлечены ещё две компании. Все вместе спасли. Сотрудники Доки страховали работу за пультами на торжественном открытии. Потом, правда, та самая компания подала на нас в суд, дескать, все работы делали они, Дока не при чём. Суд счёл это обвинение ложным, признав выполнение работ Докой на основании подтверждений со стороны Большого театра. Так что, за любой красивой работой есть своя изнанка, не всегда такая же красивая и хорошо пахнущая. Были и другие проекты, я не ставлю задачей перечислить все, читать подробный список будет долго и утомительно. Упомяну Государственный национальный театр республики Удмуртии, с момента проектирования до реализации по всем разделам выполненный Докой. Пример того, что не только именитые престижные и дорогие проекты сопровождали нас. Постарались сделать хорошо и недорого.
В 2008 году в Доку в возрасте 22 лет пришёл Василий Литвин, став её самым молодым сотрудником. И тут же отправился в командировку, открывать Удмуртский театр, на три дня, где прожил две недели «без денег и одежды». Хотя на фото одетый сидит.
Двадцать два. 2009. Мы – «Дока центр». И мы по-прежнему Дока. Продолжаем проектировать и оснащать сцены. Заметным событием 2009 года стали работы по проектированию, поставке оборудования и монтажу системы постановочного освещения концертного зала Крокус Сити Холл. Зал решил построить известный бизнесмен азербайджанского происхождения Араз Искендерович Агаларов, владелец Crocus group. В процессе переговоров я несколько раз с ним встречался. На одну из встреч в качестве консультанта пригласили Дамира Исмагилова. Как положено по протоколу бизнес-встреч нам предложили чай или кофе. Выбрали чай. Через некоторое время секретарь приносит чашки, в которых видны пакетики Lipton. Дамир: - «С каких это пор азербайджанцы вместо своего пакетированный Lipton пьют?»
В комнате повисла напряжённая тишина, в моём воображении пронеслась картина из фильмов: открывается дверь, а из неё вылетают друг за другом два визитёра.
После некоторой паузы Араз Искендерович позвонил секретарю и попросил принести чай из ресторана. Через полчаса в кабинет внесли чайник ароматного свежезаваренного чая с красивыми пиалами.
- Вот это другое дело – удовлетворённо констатировал Дамир.
Зал мы светом оснастили, открытие состоялось вовремя, концертный зал назвали в честь Муслима Магомаева, семьи Агаларова и Магомаева дружили и дружат долгие годы. В стране и мире грянул очередной финансовый кризис. В начале работы мы получили аванс. А вот с окончательным расчётом ожидание затянулось. Когда терпение подходило к концу, я написал письмо на имя Араза Искендеровича, на следующий день пришёл 1 млн. рублей в погашение долга, через день ещё один, ещё… Нам в течение более чем месяца каждый день перечисляли по 1 млн. рублей, пока полностью не рассчитались.
В 2009 я побывал на форуме Showlight в Глазго, том самом, который проводит раз в 4 года Ассоциация художников по свету Великобритании, форум световых профессионалов для световых профессионалов. Из России я в гордом одиночестве. Профессионалов больше не нашлось?
В 2008 году мы заключили первый договор на весь комплекс работ по сценическим технологиям театра «Геликон опера». А в 2009 году Дмитрий Александрович Бертман, художественный руководитель театра, позвал меня в Торонто посмотреть идеальный с его точки зрения театр. Полетели. Театр принадлежит Канадской оперной компании, интерьер зала очень интересный, современный. Спустя несколько лет заглянув в недавно открытый новый зал Мариинского театра спросил технического директора Владимира Егоровича Маслова:
- кто проектировал интерьер зала?
- На последнем этапе подключились канадские архитекторы.
Узнал, тот самый театр в Торонто. А с технологиями удивить не удалось. Наши российские театры, работающие в основном по репертуарной схеме, как правило, оснащены гораздо лучше американских и канадских, которые в первую очередь предназначены для гастрольных коллективов, использующих прокатное оборудование.
Двадцать три. 2010. Насколько необычные проекты встречаются на нашем жизненном пути! В 2010 году Президент России торжественно открыл Храмовый комплекс Спаса Нерукотворного Образа в подмосковном Усово. При храме построен культурно-просветительский центр, театральный зал которого в полном объёме оборудовала Дока, от механики, звука, света до кресел и одежды сцены.
В 2010 году компанией Clay Paky был представлен прожектор Sharpy, который произвел революцию в шоу свете. Ультракомпактный корпус, газоразрядная лампа мощностью всего 189 Ватт с очень короткой дугой свечения, как результат – сверхтонкий луч, видимый на большом расстоянии. Рыночный успех не имеет аналогов, мы как дистрибьюторы, знаем, в 2011 году в объёме всех продаж Clay Paky прожектор Sharpy занял 82%!!! В этих объёмах есть и наша скромная доля в примерно 1000 прожекторов (за несколько лет).
Мы активно работаем на стройках новых театров, но окончательная реализация проектов планируется в следующем году.
Двадцать четыре. 2011. Важная работа Доки завершилась в 2011 году. Открылся Театр Наций в Москве – где 100% сценических технологий реализовано Докой. Театр непростой судьбы, в 1991 году закрыли на реконструкцию, но дело никак не могла сдвинуться с мёртвой точки. Ситуация изменилась в 2006-м, когда художественным руководителем театра был назначен замечательный актёр Евгений Миронов. Задача была создать максимально универсальное игровое пространство для разных режиссёров. Проектировали, проектировали, строили, монтировали, сделали. Два зала. Были шероховатости с системой управления механизации, на момент проектирования была одна техническая группа в театре, когда театр построили – технический состав обновился, требования изменились, но мы не успели их учесть при разработке пульта. Я благодарен судьбе за то, что свела на этой стройке с Евгением Мироновым, технические подробности его мало интересовали, зато как он преображался, когда речь заходила об актёрской игре!
Продолжая тему разнообразия. Нам повезло поработать для циркового шоу Анатолия Сокола. Продолжатель цирковых традиций, иллюзионист, продюсер, просто хороший человек, энтузиаст своего дела, каких поискать. Придумал яркую увлекательную программу «Шоу света и огня», где важная роль отведена мощному динамическому свету. Остановил свой выбор на прожекторах Clay Paky серии Alpha 1500. Вложил собственные средства, да какие! Сразу 42 прибора, плюс тяжёлый дым, кроме того, оборудование для мощного мобильного фонтана. И поехал по стране. До сих пор ездит и приносит людям праздник. А наша дружба с тех пор только крепнет. Уже и парк добавили и обновили новыми моделями, с ремонтом если что всегда поможем.
Двадцать пять. 2012. Да, юбилей, 25 лет. И год чётный, семинарский. Очень захотелось что-нибудь грандиозное сделать, четверть века всё-таки. Масштабное шоу всегда ограничивается рамками сцены и зала, а почему не вынести на улицу? К свету добавить пиротехнику в тайм-коде. Но тут новые ограничения, а как соблюсти пожарную безопасность? Ответ найден: заранее пригнать пожарный расчёт! Художником по свету я попросил стать Александра Сиваева. По вечерам у меня дома вместе с Сашей и Василием Литвиным разрабатывали идею, подбирали фонограммы. В конце концов Саша сказал: - ну давайте на ваш вкус! Выдал те, которые мне давно нравятся: Habanero Wolf Hoffmann в стиле heavy metal, ритмы танго в Diferente от Gotan Project, на апофеоз несколько разных фрагментов с кодой фейерверка на Carmina Burata. Еще немного волнений, задание пиротехникам, вечерняя репетиция накануне. Проверка расстановки камер, чтобы картинка целиком влезала. Около 12-00 ночи по команде все гости вышли на большую площадь пансионата «Липки», и мы жахнули… Ничего не могу с собой поделать, в принципе я не злопамятный человек, но уже который раз за прошедшие десять лет пересматриваю видеофильм и на сердце кошки скребут, картинка целиком не влезла в объектив, несмотря на примерку.
В 2012 году, после длительной реконструкции, открылся Воронежский академический театр драмы им Кольцова. Как и в случае с театром Наций затяжная многолетняя реконструкция сдвинулась с мёртвой точки с приходом нового губернатора Алексея Васильевича Гордеева, который в свою очередь пригласил в качестве художественного руководителя театра Владимира Сергеевича Петрова. Вот тут работа и закипела. В Воронеже вообще, оказывается, работают неравнодушные к театру люди. Не могу не вспомнить Олега Александровича Сумина, в то время возглавлявшего Единую дирекцию по капитальному строительству Воронежской области, наш непосредственный заказчик. Уникальный случай в моей практике, чиновник высокого ранга сам лично вник в особенности сценических технологий, разобрался, а в качестве консультанта попросил меня привлечь специалиста, я порекомендовал Олега Васильевича Мельникова, с которым нас уже до того связывала работа на Новосибирском театре опере и балета, Государственном Кремлёвском дворце и театре Наций. Потому и результат соответствующий – отлично оснащённый театр, к тому же ещё и красивый (что не всегда бывает с региональными театрами), «зимнюю» концепцию интерьеров придумал всемирно известный художник Юрий Купер. Ещё один отличный объект в нашу коллекцию.
Продолжение следует! Совсем скоро!
Большое спасибо Анатолию Айрапетянцу и его крепкой памяти.