"Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 1"
Существует множество вариантов программирования автоматизированной системы управления механикой сцены, я приведу несколько, в порядке их усложнения.
Вариант 1
Наверняка всем хорошо знакома "перестановка в тёмную". Именно с нее мы и начнём. Предположим, что на 10-м штанкете у нас висит первый фон, а на 9-м соответственно второй. На 1-м у нас висит поплановый занавес, а на 3-м — супер. На 4-х индивидуальных подъёмах у нас подвешена некая декорация, к примеру, карета. Примем за условие, что каждая команда управляет одним устройством. Определимся с количеством перестановок в нашем спектакле. Предположим, их будет 4, включая начальное положение.
Итак, имеем 4 перестановки, а значит, мы создаем 4 сцены. Выполнение первой сцены приведёт к начальному положению декораций на сцене. Попытаемся описать в словесной форме то, что мы должны сделать:
В принципе, ничего сложного. Следует обратить внимание вот на что. Время начала каждой из команд равно 00:00, это означает, что команда начнёт выполняться сразу же после начала сцены. Каждая сцена заканчивается паузой — это означает, что после выполнения сцены выполнение сценария приостанавливается. В различных системах управления сценической механикой это реализовано по-разному. В одних надо добавлять команды паузы в сцене, в других — в параметрах самой сцены указывается, будет ли сцена с паузой либо без нее, в третьих существует режим полуавтоматического исполнения по шагам (покомандно) или по сценам.
Вариант 2
Динамика. Представляем себе сцену, в которой мы используем наши устройства, например, штанкет 2 и 3 в спектакле. Предположим, что на штанкетах 2 и 3 подвешен некий мост, в процессе спектакля, как только с моста сойдёт актер, мост должен подняться на высоту 4 метра. Мы знаем, что по ходу сцены это должно произойти на 18 минуте от начала сцены.
Все бы хорошо, но что делать, если уже подходит 18 минута, а актёр ещё не успел покинуть мост. Выходов несколько:
1. Используя мастер-скорость, замедлить выполнение сценария. Но при таком методе очень сложно оценить степень замедления на глаз, и возможны нежелательные паузы в ходе спектакля. Например, актёр не успевает сойти с моста, мы замедлили мастер-скорость слишком сильно, актер сошёл с моста, мы восстановили мастер-скорость, а мост ещё не поехал, не пришло его время...
2. Использовать кнопку "Пауза". Кнопка "Пауза" аналогична уменьшению мастер-скорости до 0% со всеми вытекающими последствиями.
3. Разбить сцену с критическими моментами на более мелкие сцены с паузами.
Пример:
В таком случае оператор сможет, визуально наблюдая за актёром, дать команду на продолжение выполнения спектакля. В более сложных системах сценической механики возможно применение радиобрелков, находящихся у актеров. Например, в системе запрограммирована пауза до прихода сигнала с радиобрелка №1. Актёр, сошедший с моста, нажимает кнопку в кармане или любом другом месте, и исполнение спектакля продолжается.
Теперь несколько слов о написании самих программ. Как правило, написание программы происходит в той или иной табличной форме с вложениями. Пример на рисунке:
При этом команды, имеющие одинаковое время начала исполнения, исполняются одновременно, а не последовательно, как это показано в таблице. Для удобства список команд, входящих в сцену, можно свернуть, если вы работаете с другой сценой.
Как правило, в системах написания программ присутствуют возможности копирования и удаления сцен и команд. Во многих системах можно оставлять черновики сцен в сценарии, делая их неактивными, тогда они не участвуют в выполнении сценария. Это удобно, когда, например, вы ещё не определились с конкретной сценой и сделали два её варианта. Меняя активность одной из сцен, вы можете выбирать тот или другой вариант. Также присутствует возможность изменять порядок следования сцен.
В разных системах наименование команд и их параметры могут различаться, но их сути это не меняет. В более сложных системах к табличному может быть добавлен визуальный редактор сценариев.
Практически все системы автоматизированного управления механикой сцены постоянно развиваются. Добавляются новые модули управления и сервисные функции, учитываются пожелания технических служб театров.
Роман Вербицкий