Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 2

12.03.2010

Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 2

"Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 1"

Существует множество вариантов программирования автоматизированной системы управления механикой сцены, я приведу несколько, в порядке их усложнения.

Вариант 1

Наверняка всем хорошо знакома "перестановка в тёмную". Именно с нее мы и начнём. Предположим, что на 10-м штанкете у нас висит первый фон, а на 9-м соответственно второй. На 1-м у нас висит поплановый занавес, а на 3-м — супер. На 4-х индивидуальных подъёмах у нас подвешена некая декорация, к примеру, карета. Примем за условие, что каждая команда управляет одним устройством. Определимся с количеством перестановок в нашем спектакле. Предположим, их будет 4, включая начальное положение.

Итак, имеем 4 перестановки, а значит, мы создаем 4 сцены. Выполнение первой сцены приведёт к начальному положению декораций на сцене. Попытаемся описать в словесной форме то, что мы должны сделать:

Сцена 1 — начальное положение
Время — 00:00, Ш-1 (поплановый занавес) опущен на 7 метров (закрыт)
Время — 00:00, Ш-3 (супер) поднят на 15 метров (открыт)
Время — 00:00, ИП-1 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, ИП-2 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, ИП-3 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, ИП-4 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, Ш-10 (первый фон) опущен на 7 метров
Время — 00:00, Ш-9 (второй фон) поднят на 15 метров (убран)
Время — 00:00, Пауза

Сцена 2 — начало спектакля
Время — 00:00, Ш-1 (поплановый занавес) поднятие за 20 секунд на 15 метров
Время — 00:00, Пауза

Сцена 3 — убираем карету, меняем задник
Время — 00:00, ИП-1 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, ИП-2 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, ИП-3 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, ИП-4 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, Ш-9 (второй фон) опущен на максимальной скорости до 7 метров
Время — 00:00, Ш-10 (первый фон) поднят на максимальной скорости до 15 метров
Время — 00:00, Пауза

Сцена 4 — опускаем супер
Время — 00:00, Ш-3 (супер) опускание за 15 секунд до 7 метров
Время — 00:00, Пауза

В принципе, ничего сложного. Следует обратить внимание вот на что. Время начала каждой из команд равно 00:00, это означает, что команда начнёт выполняться сразу же после начала сцены. Каждая сцена заканчивается паузой — это означает, что после выполнения сцены выполнение сценария приостанавливается. В различных системах управления сценической механикой это реализовано по-разному. В одних надо добавлять команды паузы в сцене, в других — в параметрах самой сцены указывается, будет ли сцена с паузой либо без нее, в третьих существует режим полуавтоматического исполнения по шагам (покомандно) или по сценам.

Вариант 2

Динамика. Представляем себе сцену, в которой мы используем наши устройства, например, штанкет 2 и 3 в спектакле. Предположим, что на штанкетах 2 и 3 подвешен некий мост, в процессе спектакля, как только с моста сойдёт актер, мост должен подняться на высоту 4 метра. Мы знаем, что по ходу сцены это должно произойти на 18 минуте от начала сцены.

Сцена 2
*
*
*
Время — 00:18:00, Ш-2, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
Время — 00:18:00, Ш-3, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
*
*
Пауза

Все бы хорошо, но что делать, если уже подходит 18 минута, а актёр ещё не успел покинуть мост. Выходов несколько:

1. Используя мастер-скорость, замедлить выполнение сценария. Но при таком методе очень сложно оценить степень замедления на глаз, и возможны нежелательные паузы в ходе спектакля. Например, актёр не успевает сойти с моста, мы замедлили мастер-скорость слишком сильно, актер сошёл с моста, мы восстановили мастер-скорость, а мост ещё не поехал, не пришло его время...

2. Использовать кнопку "Пауза". Кнопка "Пауза" аналогична уменьшению мастер-скорости до 0% со всеми вытекающими последствиями.

3. Разбить сцену с критическими моментами на более мелкие сцены с паузами.

Пример:

Сцена 2
*
*
*
Пауза

Сцена 3
Время — 00:18:00, Ш-2, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
Время — 00:18:00, Ш-3, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
*
*
Пауза

В таком случае оператор сможет, визуально наблюдая за актёром, дать команду на продолжение выполнения спектакля. В более сложных системах сценической механики возможно применение радиобрелков, находящихся у актеров. Например, в системе запрограммирована пауза до прихода сигнала с радиобрелка №1. Актёр, сошедший с моста, нажимает кнопку в кармане или любом другом месте, и исполнение спектакля продолжается.

Теперь несколько слов о написании самих программ. Как правило, написание программы происходит в той или иной табличной форме с вложениями. Пример на рисунке:

Механика сцены. Пример программы сценария

При этом команды, имеющие одинаковое время начала исполнения, исполняются одновременно, а не последовательно, как это показано в таблице. Для удобства список команд, входящих в сцену, можно свернуть, если вы работаете с другой сценой.

Как правило, в системах написания программ присутствуют возможности копирования и удаления сцен и команд. Во многих системах можно оставлять черновики сцен в сценарии, делая их неактивными, тогда они не участвуют в выполнении сценария. Это удобно, когда, например, вы ещё не определились с конкретной сценой и сделали два её варианта. Меняя активность одной из сцен, вы можете выбирать тот или другой вариант. Также присутствует возможность изменять порядок следования сцен.

В разных системах наименование команд и их параметры могут различаться, но их сути это не меняет. В более сложных системах к табличному может быть добавлен визуальный редактор сценариев.

Практически все системы автоматизированного управления механикой сцены постоянно развиваются. Добавляются новые модули управления и сервисные функции, учитываются пожелания технических служб театров.

Роман Вербицкий

03.07.2020

Самые маленькие прожекторы Spotlight наполнили светом галерею Тутанхамона

01.07.2020

ETC представляет ColorSource Spot jr

29.06.2020

Виртуальный стенд новинок компании Claypaky

23.06.2020

Онлайн семинар 2020 компании ETC

18.06.2020

Монтаж декорационных подъемов в театре им. Ев. Вахтангова

15.06.2020

Отмена выставки Prolight+Sound NAMM 2020

07.06.2020

Видео выступлений сотрудников компании ДОКА Центр в рамках проекта Театральное ПТУ V8.0

02.06.2020

Выступления сотрудников ДОКА Центр в Театральном ПТУ V8.0