Наши собеседники:
Но какая же реконструкция без замены и переоснащения осветительных приборов?
Н.И. Пинус:
Руководство объекта должно точно знать и понимать, на что конкретно тратятся деньги. Ведь зачастую, когда речь идет о полной замене комплекса постановочного освещения, много денег "закапывается" в зал. Потраченных денег не видно...
Но настоящая реконструкция, прежде всего, призвана затронуть именно эту "подводную" часть. Светильники можно докупить, в конце концов, взять в аренду... Трассы или диммерную в аренду не возьмешь...
В итоге, люди недоумевают... И где же наши деньги? Мы ведь потратили миллион... И разве на сцене стало лучше на миллион...?
Чтобы таких вопросов не возникало, поговорим о свете.
Свет условно можно разделить на две группы: комплект для реализации классических функций и эффектный свет. Сначала о классике.
Зал оснастился приборами различного типа, и каждый тип призван решать строго определенную функцию, а все вместе — световое обеспечение любого зрелищного мероприятия. Фронтальный свет представлен шестьюдесятью двухкиловаттными линзовыми прожекторами и восемью профильными прожекторами двухкиловаттной мощности. Они решают задачу статичного освещения. На первом и втором верхних софитах размещены по 30 PAR-ов 64 и по 8 Roulette-ов.
Roulette на софитах создают различные варианты графики как на самой сцене, так и дают мощный контровой свет на авансцену или оркестровую яму, что особенно важно во время выступления живых оркестров.
40 MultiPar на контровом софите — еще один источник мощного потока. Именно они создают хорошую основу, на которой можно "рисовать" эффектным светом, в частности, Stage Zoom-ами.
На горизонтном софите — 50 приборов заливочного света Scene 500, работающих на задник сцены. Они полностью решают вопрос художественного освещения живописных задников. Учитывая универсальность БКЗ, с помощью прожекторов на прострелах, таких как Stage PC 2000, можно создавать необходимую в балете "прорисовку" контуров, а во время концертов — дополнительный эффект объема сценического пространства. И последним нюансом, дающим полноценную объемную картину на сцене, являются так называемые Башни, расположенные глубоко в кулисах.
Но вот без чего не обходится каждое концертное шоу, так это без эффектного света. Это знает всякий: от художника-постановщика до исполнителя — эффектов много не бывает. Заявляем с полной ответственностью — существующего эффектного света достаточно для обслуживания подавляющего большинства мероприятий, проводимых в зале. Была выбрана ударная группа из двенадцати прожекторов Stage Zoom (Clay Paky) — многофункциональных приборов с потрясающими возможностями: зуммированием, изменением градуса луча, наложением одного цвета на другой и т.д.
Е. Л. Ганзбург:
Мне кажется, что так называемые интеллектуальные приборы дают художнику по свету огромное количество дополнительных возможностей, которые просто грех не использовать, и чем их больше, тем лучше. Будь то концерт, драматический спектакль, опера или балет. Разница только в художественном наполнении этого спектакля или шоу. Stage Zoom , которые установлены в большом концертном зале "Октябрьский", на сегодняшний день — одни из лучших, на мой взгляд, приборов, которые вообще можно купить за деньги в России. Можно менять гобо, можно заказывать какие-то гобо для получения того или иного светового эффекта: и огонь, и воду, и дождь, и просто абстрактные картинки. Можно точно высветить актера или элемент декорации, расставить акценты на сцене, добиться того, что акценты будут меняться в каждый момент. Этот прибор создает ритм, дыхание, создает Свет, а это — четвертое измерение сцены. Палитра его настолько богата, что художник по свету или режиссер могут воплотить любые свои желания, любые творческие потребности.
Совокупное количество управляемых приборов в зале — пятьдесят четыре. F.A.L. 3-60-4 — прибор с движущимся корпусом, с вращающимися и статичными гобо, ирисом, призмами и электронным фокусом — еще один вариант эффектного света.
Спору нет, вышеупомянутый Zoom — прибор высококлассный, сложный, а потому — дорогой. Roulette же — более экономичный. Это — своеобразный компромисс осветительного комплекса. При их доступной стоимости и, соответственно, большем количестве, превосходно решается задача с заполнением управляемым светом всего объема и сцены, и зала. В БКЗ их тридцать. Тридцать управляемых лучей! Причем, расположенные в различных областях зала, они решают разные задачи. Например, Roulette из лож решают задачу освещения зала в момент выхода в него исполнителей, что особенно важно во время видеосъемок и телетрансляций. Приборы из лож и выносного моста освещают порталы. Кстати, порталы сцены высотой в четыре этажа и шириной восемь метров — огромное пустое пространство, которые до недавнего времени просто не работало. Включили Roulette — пространство ожило. С помощью Roulette можно проследить движение актера из глубины сцены на авансцену, например, для поклонов. Часть приборов работает функционально на исполнителя. В "Октябрьском" превосходный парк следящих прожекторов, некоторые из которых — пушки фирмы F.A.L., такие как Opera1200 и Opera 2500, акцентируют внимание зрителей, позволяют детализировать восприятие.
Надо сказать, что задача освещенности зала решена в полном объеме.