Великая Китайская революция
Я был в Гуанчжоу 12 лет назад, в 2013 году. С целью посетить ряд фабрик и местную специализированную выставку GET show. Задача – выяснить потенциальные возможности китайской световой промышленности и решить вопрос о возможном начале сотрудничества.
Посмотрел, оценил, посетил выставку, откуда через 2 часа выскочил, не в силах бороться с приставучестью менеджеров по продаже. О тех впечатлениях можно прочитать здесь.
Тогда, поразмыслив, я принял решение – «Дока» продолжает работать с ведущими мировыми производителями света, а развитие сотрудничества с китайскими компаниями пока подождёт. И вот пришёл черёд повторить визит и своими глазами оценить изменения, которые произошли в отрасли.
Начали с GET show.
Все визитки убраны подальше, Василий Литвин, с которым мы отправились в дорогу, заранее установил популярное китайское приложение WeChat, выполняющее на территории КНР те функции общения, которые пока держит у нас WhatsApp. Можно обмениваться контактами там с надеждой, что поток информации не захлестнёт почтовый ящик. Однако! За небольшим исключением китайцы стали спокойнее и цивилизованнее, не бросаются кровожадно на тебя, терпеливо ждут, когда ты сам подойдёшь.
Стенды стали красивее и профессиональнее.
На выставке можно увидеть немало интересных и ярких световых шоу, иногда китайцы поражают масштабами, на то они и китайцы – в шоу участвует несколько сотен прожекторов.
Есть немного европейских компаний, их цели присутствовать на выставке мне непонятны, как можно конкурировать с китайским рынком в Китае? Тем более всем известно, что абсолютное большинство европейских и американских брендов производится в Китае. А доля собственного производства сокращается из года в год. Что и понятно, зарплата китайских сборщиков хоть и выросла за последние годы, но по-прежнему намного меньше зарплаты своего европейского коллеги. Прибавьте к этому дешёвую нефть и газ из России, дающие дешёвые энергоресурсы китайским производителям, по сравнению опять же с европейцами, которые покупают нефть и газ втридорога. Добавьте помощь китайского правительства своим производителям, и вы поймёте – Европе никогда не выиграть ценовую гонку у китайцев!
А что с качеством, инновационностью? Давайте отправимся на производство и посмотрим, что тут происходит.
Мы посетили семь разных фабрик. Расписание построили так: два посещения в день, одно утром, другое – после обеда.
По понятным причинам обойдёмся без названий.
В список посещаемых производств вошли как большие, так и не очень. Чисто сборочные и предприятия почти полного цикла. В любом случае главный инструмент китайского производства прожекторов – пневматическая отвёртка! И вопрос лишь в размере цеха сборки и количестве работников, собирающих приборы. Классическая китайская фабрика имеет общежитие и столовую для рабочих-сборщиков. Персонал набирают в дальних деревнях, где нет работы. Рабочий получает трёхразовое питание и место в общежитии. Плюс зарплата примерно в 500$. Насколько хорошо он выполняет свою работу? Настолько, насколько хорошо настроен выходной контроль и выполняется тестирование конечной продукции. В той или иной степени контроль есть у всех производств, вопрос – насколько он внимательный и подробный. В нашей индустрии также важна калибровка светодиодного источника. Кто-то делает, кто-то нет. Ещё один нюанс.
Ну и главное – выбор компонентов. Ещё одно сильное преимущество китайских производителей. Все необходимые компоненты – печатные платы, источники питания, вентиляторы, шаговые двигатели и многое другое производятся в непосредственной близости от сборочного производства. В Китае очень сильна внутренняя конкуренция, любой компонент имеет многочисленные аналоги, главное – выбрать правильный.
А наша задача – определить и выбрать правильных потенциальных партнёров. И здесь необязательно выбирать самое большое по объёмам производство. У китайцев есть три основных типа коммерческого производства: под собственной торговой маркой, своей продукции под чужой (вашей) торговой маркой – OEM, изготовление продукции в соответствии с вашим ТЗ исключительно для вас и ни для кого другого – ODM. То есть, по сути, это будет ваш собственный продукт, сделанный силами стороннего производства.
Последний путь – самый правильный с точки зрения формирования продуктовой линейки – вы получаете прибор, сделанный именно под вас и вашего заказчика. Но он и самый затратный – подразумевается ваше участие в финансировании разработки, изготовлении собственных пресс-форм, подтверждении и обязательствах выкупа определённых и немалых объёмов. Интересно? Да! Создать прожектор для своих заказчиков, максимально удовлетворить их требования.
Правильная тема!
Были на производстве диммерных систем. Шкафы с интеллектуальным управлением и обратной связью о состоянии канала. Компания специализируется на производстве диммерно/свитчерных систем и ничего больше. Выпускает от 400 до 1000 шкафов в год. Поверьте, это очень много, не поверю, что кто-либо из известных мне западных производителей, достигал таких количеств. Не забываем об очень ёмком внутреннем рынке Китая, в последние годы по всей стране построено множество театров и концертных залов. Они (диммеры) просто не могут быть ненадёжными, ведь это единственная продукция компании. Своими глазами видел испытания диммерных модулей, где в качестве нагрузки выбраны ТЭНы, погруженные в воду в огромные баки. Вода нагрелась, горячая, пар идёт, значит диммеры работают исправно.
Были на отдельном производстве дымовых машин и прочих эффектов. Тоже своя специализация. Все виды дым-машин, хэйзеров, тяжёлый дым, огневые эффекты, конфетти и другие. Опять же – производство только спецэффектов, никаких фонариков, должно быть эффективным и надёжным, а иначе не жить.
В производстве прожекторов видны специализированные инновации – многоцветные светодиодные источники, вплоть до 9 цветов для получения требуемых оттенков. Интеллектуальные системы управления шумом вентиляторов, продуманные системы охлаждения.
Качественная оптика. Всё более яркие и качественные светодиоды.
Кстати, китайцы до сих пор производят для внутреннего рынка прожекторы на классических газоразрядных лампах.
Китай живёт и развивается. Взять хотя бы бытовые аспекты. В ближайшие пару лет Китай планирует стать первой страной в мире, где хотят полностью отказаться от бумажных денег! Платёжные карты – устаревший анахронизм. Китай – страна QR кода! Весь обмен информацией и платежи – через них. В Китае две главные платёжные системы, основанные на работе мобильных приложений – WeChat и Alipay. Все оплаты там – поднёс телефон к QR коду – подтвердил, оплата прошла. Нет билетных касс, приходишь в музей, на входе плакат с QR кодом – зарегистрировался, ввёл паспорт, оплатил, получил право входа, отсканировал и прошёл. Другие варианты отсутствуют.
Количество электромобилей в Гуанчжоу (за весь Китай не скажу) перешло в качество. Все скутеры стали электрическими, все автобусы электрические, развозные грузовички тоже электрические, не говоря уже о легковых машинах – электрических явно больше половины. Есть районы города, куда обычные машины просто не пускают в определённые часы.
Шум города изменился его стало намного меньше. Ощущения необычные – идёшь, вокруг тебя поток транспортных средств, а слышен только шелест шин, ну и звуки клаксонов, куда в Китае без них!
Великая китайская революция идёт. Бесшумно. Это надо понять и принять.
Следите за нашей информацией!
-
10.03.2025
-
15.01.2025
-
15.01.2025
-
30.12.2024
-
10.12.2024
-
16.11.2024