Отзыв Майка Вуда о прожекторе Ayrton Perseo-S

02.04.2020

Отзыв Майка Вуда о прожекторе Ayrton Perseo-S

Ayrton Perseo-S

Последним продуктом Ayrton, который я изучал в прошлом году, был Ghibli. То время было началом перехода компании Ayrton от продуктов «для креативных решений» к более широкому ассортименту, включающему в себя автоматизированные WASH и SPOT приборы. Устройство, которое я изучил в этом году, Ayrton Perseo-S, автоматический прибор с корпусом класса IP65, который имеет много сходств с Ghibli.р

Американский дистрибьютор компании Ayrton, ACT Lighting предоставил мне Perseo-S для тестирования. Мои тесты проводились при номинальном напряжении 115В, 60Гц (и при 117В); хотя, устройство рассчитано на работу при напряжениях 100-240В, 50/60Гц. Как всегда, в моих обзорах, я изучал все: от параметров источника света до выходных измерений и отчетов. Из-за герметичности некоторых компонентов Perseo-S я не мог разбирать плотно закрытые части прибора и исследовал его, на сколько, это было возможно.

Ayrton Perseo-S

СВЕТОВОЙ МОДУЛЬ

Световой модуль Perseo-S – один из компонентов прибора, который я не хотел полностью разбирать для исследования. Судя по всему, он выглядит как световой массив Appotronics с обычным набором белых светодиодов и двумя наборами линз типа «fly-eye», однако, это может быть такой же массив как у другого производителя.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 2 показан световой модуль, окруженный шестью водонепроницаемыми вентиляторами, три приточных и три вытяжных, которые создают воздушный поток через радиатор. Эта тыльная часть Perseo-S доступна к вскрытию и детальному изучению элементов. Светодиодный массив установлен на радиатор и является барьером между герметичными деталями доступными к изучению. Единственными элементами, пересекающими этот барьер, являются провода вентилятора, в силиконовой термоустойчивой изоляции.

СИСТЕМА ЦВЕТОСМЕШЕНИЯ

Система образования цвета очень похожа на используемую в прожекторе Ghibli. Одно из отличий Perseo-S в том, что колеса гобо и анимации теперь находятся на одной оси, а весь модуль не так легко снимается. Тесная укладка двух колес гобо, делает осуществление их замены немного более сложным. Однако, не стоит забывать, что это прибор с классом защиты IP65, для доступа к которому требуется открыть основной герметичный корпус, поэтому замена гобо всегда требует больше усилий. Это касается всех приборов с отметкой IP65, которые я когда-либо встречал.

Как и в системе цветосмешения в прожекторе Ghibli, на первом месте стоит система смешения дихроичных фильтров, расположенные в виде пар штор с каждой стороны светового луча. Каждый из четырех наборов дихроичных цветов (cyan, magenta, yellow и CTO) представлен в виде двух пластин. Дихроичные фильтры также имеют градиент с нарастающим рисунком и обеспечивают плавное цветосмешение.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 3 показан модуль, установленный в шасси. Два сложенных колеса гобо находятся слева, а колесо анимации - справа; цветовое колесо находится за колесом анимации, система смешения цветов находится в задней части модуля. Я измерил, выходные данные системы смешивания цветов и понял, что образовавшиеся цвета ровные и очень хорошо насыщенные, с небольшими различиями в пастельных тонах.

Следующим сходством с прожектором Ghibli стал фильтр CTB. Он запускается автоматически всякий раз, при использовании гобо на любом колесе и противодействует снижению цветовой температуры, которое вы видите в точках профиля при установленном гобо. Эффект частично зависит от цвета стекла, используемого в гобо, и частично от оптического эффекта уменьшения размера апертуры. В Perseo-S чистый эффект состоит в том, что при использовании гобо цветовая температура остается постоянной, но светоотдача падает примерно на 30%. Пользователь может включить или отключить автоматическое использование этого фильтра в меню конфигурации или на канале управления DMX.

Следующий оптический элемент - фиксированное цветовое колесо. Оно имеет шесть фиксированных трапецеидальных дихроичных цветов, включая фильтр с высоким CRI, и открытый слот.

Предполагая, что это те же фильтры, что и в Ghibli, мы видим различия в цвете, возможно, потому, что спектр светового массива Perseo-S отличается от массива в Ghibli. Трапециевидная форма создает градиент (половинные цвета) практически без границы между двумя цветами, хотя переходы будут немного размытыми находясь далеко от фокальной плоскости.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 4 показан пример градиента, полученного при помощи гобо. Изменение цвета с плавными переходами и возможным медленным вращением колес.

Вращение фиксированного цветового колеса возможно, с максимальной скоростью 0,35 с/ об (171 об/мин) и минимальной - 160 с/об (0,38 об/мин).

Фильтр CRI - это фактически «-green» фильтр, который убирает часть зеленого спектра, получаемого с помощью белых светодиодов и улучшает общую гамму цветов. При его использовании светоотдача уменьшается примерно на 25%, но повышается цветопередача. Цветовая температура Perseo-S составляла 7,319K с показателями цветопередачи TM-30 Rf = 68 и Rg = 95 (CRI Ra 74).

С установленным фильтром «минус-зеленый» CCT индекс цветопередачи падает до 7,009K, а рендеринг улучшился. Значения TM-30 составляют Rf = 73 и Rg = 102 (CRI Ra 85). Поскольку мы добавили фильтр, светоотдача также должна снизиться, в этом случае на 26%. На рисунках 5 и 6 показан спектр выходного сигнала Perseo-S до и после установки «минус- зеленый» фильтра. Уменьшение показателя зеленого цвета при 540 Нм очевидно (см. рис. 5,6).

ГОБО И АНИМАЦИОННЫЕ КОЛЕСА

Теперь перейдем к колесам гобо и анимации. Они установлены на нижней стороне модуля цвета и гобо. Первым в очереди находится колесо анимации с широким диапазоном скоростей вращения, которое можно установить или убрать примерно за одну секунду. Угол поворота оси фиксирован.

Сразу после колеса анимации находится вращающееся колесо гобо. Оно имеет 7 вращающихся (на одно больше, чем Ghibli), индексированных гобо плюс свободный слот. Фиксированное колесо имеет 11 гобо плюс свободный слот. Вращающиеся гобо установлены в слоты snap-in для более легкой замены.

Позиционирование и вращение обоих колес быстрое и плавное с хорошим диапазоном скоростей. Вращающееся колесо показало небольшую погрешность (отставание) при изменении направления, затем я измерил максимальную погрешность точности положения индексации при 0,16° и она равняется 0,7” при дальности 20 футов (28 мм при 10 м). Оба колеса используют алгоритм quick-path для минимизирования времени изменения.

Ayrton Perseo-S

Качество фокусировки на обоих колесах гобо очень хорошее, почти без цветовой окантовки и разницы между краями и центром. На рисунке 7 показан пример «morph effect» гобо, который мы получаем, перемещая фокус с вращающегося колеса на неподвижное.

FRAMING

Теперь перейдем ко второму модулю, который состоит из фрейминга и ирисовой диафрагмы. Этот модуль легко отсоединяется и снимается, на рисунках 8 и 9 изображен вид спереди и сзади модуля.

Ayrton Perseo-S

Каждая шторка движется на центральном штифте в пазу и приводится в движение с помощью двух двигателей, ремней и рычага для управления вращением и установки шторки. Каждая шторка может быть наклонена на 22° в любом направлении от центра луча (всего 45°) либо может полностью перекрывать его. Весь механизм фрейминга, также может быть повернут на +/- 45°. Каждое лезвие меняет наклон в зависимости от его закрытия.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 10 показана разница фокусировки между шторками, когда все четыре заслонки установлены так, чтобы сделать квадрат в фокусе.

А на рисунке 11 показан эффект кадрирования открытого слота и гобо. Обрамление гобо размытое, но допустимое.

Максимум 0,5 секунды необходимо для перемещения лезвия в перпендикулярное положение относительно луча и две секунды, чтобы повернуть механизм на 90º.

ИРИСОВАЯ ДИАФРАГМА

Ирисовая диафрагма установлена сразу после шаттера, как видно на рисунке 9. Я измерил время открытия / закрытия шаттера и оно составило 0,3 секунды. Полностью закрытая диафрагма уменьшает размер апертуры до 15% от ее полного размера, что равно эквивалентным углам светового пятна 1,0° при минимальном увеличении и 7,1° при максимальном увеличении.

ПРИЗМА И ФРОСТ

Ayrton Perseo-S имеет два фрост-фильтра и две призмы. Существуют два идентичных, зеркальных механизма, по одному с каждой стороны, движущихся вперед и назад с первой (увеличенной) группой линз.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 12 показан один из этих механизмов с фростом и призмой, которые можно перемещать поперек луча. Две призмы и два-фроста являются взаимоисключающими, то есть вы можете вставить один или другой из фростов и одну или другую из призм, но вы не можете вставить два фрост-фильтра или две призмы одновременно.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 13 показано наложение эффекта Frost 1 (легкий фрост) на изображение гобо. Рассмотрим верхнюю часть рисунка 14, на ней мы видим четкое изображение, а ниже - тот же гобо с вставленным Frost 1 работает как настоящий фрост-эффект, когда он смягчает края изображения. На нижней части рисунка 14 отображает то же самое, но для Frost 2, сильный фрост-эффект, когда он установлен. Этот фрост не смягчает края изображения, пока он полностью не установлен; вместо этого он действует как общий регулятор контрастности, где края все еще видны, но фон становится все более светлым.

Время для установки одного из фрост-фильтров зависит от текущего положения механизма масштабирования и фокусировки группы линз. В некоторых комбинациях фокус / масштабирование линз должны встать в нужное положение для установки фроста, в этом положении установка фрост-фильтра занимает до секунды.

Прямо рядом с фрост-фильтрами находятся две призмы. Одна представляет собой круглую пятигранную призму, а другая имеет линейные грани. Как и в случае с фростом, установка призмы может занять до секунды, если линзы должны встать в нужное положение. Установленная на месте призма может вращаться со скоростью от 885 с/об (0,07 об/мин) до 1 с/об (60 об/мин).

ЛИНЗЫ И ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

В Ayrton Perseo-S используется три группы линз оптического масштабирования, при этом передняя группа фиксируется как выходная линза, а две другие группы перемещаются для обеспечения увеличения и управления фокусом. Для масштабирования угла раскрытия светового луча необходимо 0,7 секунды, чтобы перейти от максимального значения к минимальному, а фокусировка занимает 0,6 секунды.

Я измерил выходную мощность Ayrton Perseo-S при открытой диафрагме без фильтра CTB, она составила 21800 люмен при 48,5° и максимальном зуме, и уменьшилась до 13200 люмен при узком угле 7°. Плоскость поля зависит от угла зумирования и видна на профилях лучей, рисунки 15 и 16.

Ayrton Perseo-S Ayrton Perseo-S

Эти измерения были сделаны после работы устройства на полной мощности в течение не менее 30 минут, чтобы учесть любое уменьшение интенсивности при нагреве. Падение мощности на Perseo-S было довольно низким: в течение первых 15 минут после включения выходная мощность снижалась до 91% от первоначального значения при нагревании прибора.

Несколько примечаний. Во всех своих исследования я всегда измеряю светоотдачу при максимальном и минимальном углах. Максимальный выходной световой поток для многих приборов, использующих три группы линз, будет при максимальном увеличении масштабирования светового луча, но иногда пиковый выходной световой поток можно установить в меньшем диапазоне масштабирования от максимального. Я также всегда измеряю люмены, то есть суммарную мощность, при которой интенсивность света превышает 10% от максимальной. Таким образом, эти цифры не будут совпадать с данными производителя, если они используют другие методы измерения. Что я могу утверждать, так это то, что я всегда измерял выходные данные одинаково для каждого написанного мною тестирования, поэтому они сопоставимы друг с другом. Меня часто спрашивают, почему приборы имеют более низкую светоотдачу при узком угле по сравнению с широким. Для этого есть ряд причин, но основная в том, что линзы просто недостаточно велики, чтобы захватить весь световой поток под узким углом. Таким образом, свет теряется, когда он выходит наружу и не попадает на переднюю линзу. Этот эффект называется «виньетирование»- это понятие знакомо фотографам при нем внешняя сторона изображения скрыта (замаскирована). Чтобы получить полную мощность при таких экстремально узких углах, потребуются передние линзы, которые, минимум на 50% должны быть больше, чем нынешние – но это нецелесообразно, поскольку сделает прибор громадным. Как и во всех технических разработках, достигнут компромисс и светоотдача может быть уменьшена для сохранности адекватного размера передней линзы. Это не вина Ayrton (или любого другого производителя), это просто физика…

Диммирование Perseo-S очень плавное с отсутствием рывков и артефактов на низких уровнях яркости (Рисунок 17). Я измерил частоту ШИМ 1,2 кГц, а электронный строб варьируется до 24 Гц.

Ayrton Perseo-S

НАКЛОН И ПОВОРОТ ПРИБОРА

Угол поворота составляет 540°, а наклона 266°. Я измерил время, полного поворота и оно равно 3,9 секунды и 1,8 секунды для 180°. Время наклона прибора на 266° составило 2,3 секунды и те же 1,8 секунды для 180°. Движение по обеим осям очень плавное, с заметным отставанием и небольшим скачком после паузы. Из-за герметичности внешнего корпуса Perseo -S довольно тяжелый прибор. Поворот прибора показал 0,27°, что составляет 1,1 дюйма при 20 футов (47 мм на 10 м). Наклон прибора был немного хуже при 0,36°, 2,5 дюйма при 20 футах (63 мм при 10 м).

Опять же, из-за закрытых систем, механизм наклона находится внутри «головы», а не на лире, как это обычно бывает у других приборов. В результате уменьшения размера механизма наклона и веса «головы», вероятно, объясняет задержку наклона по вертикали.

ШУМ

Зум и фокус оказались самыми шумными механизмами на ряду с шатером. Тем не менее, в целом, Perseo-S достаточно тихий прибор. Это тот случай, когда тяжелый герметичный корпус только помогает! Все измерения звука были выполнены при работе прибора на полной мощности вентиляторов в автоматическом режиме и при тепловом балансе. У Perseo-S есть два варианта работы вентиляторов studio и бесшумный, где скорость вращения жестко контролируется.

ВРЕМЯ ЗАПУСКА / ИНИЦИАЛИЗАЦИИ

Я измерил время полной инициализации от сети, и оно составило 120 секунд и 110 секунд от команды DMX. Эти показатели времени медленные для автоматического прибора освещения. Я наблюдал за этим процессом со снятой крышкой корпуса, и мне показалось, что Perseo - S размещает индексирование каждого гобо на вращающемся колесе отдельно, и именно этот процесс требует так много времени. Сброс срабатывает хорошо, так как светодиод диммируется до начала сброса и снова затухает после окончательного позиционирования.

МОЩНОСТЬ, ЭЛЕКТРОНИКА, УПРАВЛЕНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ

При работе на 115В, 60Гц питание Ayrton Perseo-S потребляет 5,8 А на полной мощности и допускает нагрев. Это соответствует 678Вт коэффициенту мощности 0,98. Нагрузка в режиме покоя включенного устройства, но без использования источника света, составила 1,13 А, 136 Вт с коэффициентом мощности 1,0.

Конструкция внутри «головы» представляет собой обычную распределенную плату электроники и электропривода, подключенную через шину данных к управляющему процессору в верхней части прибора. Однако конструкция вне этих механизмов обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости устройства к атмосферным воздействиям. Шасси «головы» закрыты алюминиевыми литыми накладками с центральным резиновым уплотнительным кольцом по краю шасси. Все элементы, кроме радиатора и вентиляторов внутри герметичны. «Голова» «дышит» через вентиляционное отверстие Gore-Tex, спрятанное за пластиковой рамкой передней линзы. В конструкции такого типа крайне важно обеспечить свободное движение воздуха внутрь и наружу герметичного корпуса. Если этого не сделать, то устройство будет нагреваться и охлаждаться, создавая давление воздуха с быстрой сменой теплого воздуха на повторно поступающий холодный и влажный воздух. Контролируемый воздушный клапан обеспечивает свободное движение воздуха, тем самым всегда выравнивая давление, но предотвращает попадание воды и влаги. Одна боковая часть лиры Perseo-S, на которой может находиться двигатель наклона и ремень, полностью пустая, а другая содержит одну резиновую трубку, которая передает мощность и данные в верхнюю коробку.

Ayrton Perseo-S

На рисунке 18 показана боковая часть лиры с трубкой и герметичной соединительной коробкой. Верхняя коробка имеет аналогичную конструкцию для блоков питания и основной электроники; герметичный корпус с вентиляционным отверстием Gore-Tex (на этот раз скрытый рядом с меню и панелью дисплея под пластиковой крышкой).

На рисунках 19 и 20 показаны цветной ЖК-дисплей и меню, а также панель разъемов. Резиновая мембрана защищает пять кнопок управления. Система меню является комплексной и обеспечивает доступ к обычным функциям настройки и обслуживания прибора. Прибор имеет IP-версию разъема True1 для включения питания и 5-контактные разъемы XLR для данных DMX512, а также вход и выход RJ45 для sACN и Art-Net протокола (не тестировалось). Существует также встроенная система Wireless DMX от Lumen Radio с антенной, спрятанной в одной из пластиковых ручек для транспортировки.

Perseo-S позиционируется с рейтингом IP65. Это та область, которую я не смогу проверить. Тесты долгие и, честно говоря, не четкие. Проблема с тестированием по классу IP65 заключается в том, что обозначение «IP65» не всегда означает, что устройство является полностью водонепроницаемым. Обычно это значит, что устройство защищено от струй воды под низким давлением и под любым углом. Вода попадает внутрь, но она не должна нанести никаких "вредных последствий" и это тот вывод, который может сделать тестировщик прибора. То, что один производитель может назвать «вредным», другой таковым не посчитает, но я предполагаю, что большинство производителей в нашей отрасли определяют его как «устройство не являющееся опасным и продолжающее работать при попадании воды внутрь». И опять-таки это не вина Ayrton, это просто странно сформулированный стандарт. Я бы так же прокомментировал чей-либо показатель IP65, и у меня нет причин сомневаться в рейтинге Ayrton Perseo-S.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это почти все, что я могу рассказать об Ayrton Perseo-S. Я сожалею, что не могу достоверно рассказать о тестировании IP65, но сейчас это становится все более распространенной опцией в подобных приборах. Станет ли Perseo-S нужным именно для Вас? Я полагаю, что лучшим ответом на этот вопрос будет эксплуатация его на Вашей локации и в нужных для Вас условиях. Окончательное решение должно быть всегда за Вами.

Источник: журнал LSI декабрь 2019

19.11.2020

Технический показ новинок светового оборудования в Государственном Эрмитажном театре России

19.11.2020

Умер Сергей Бархин

17.11.2020

Умер Роман Виктюк

16.11.2020

Компания ДОКА поздравляет с Днём Проектировщика!

13.11.2020

99-й день рождения театра им. Евгения Вахтангова

11.11.2020

Впечатления от семейства светодиодных панелей fos/4

28.10.2020

Фильм о XI Всероссийском семинаре компании "ДОКА Центр" "Технологии будущего"

27.10.2020

Впервые в России, система ZACTRACK в спектакле «Голубой щенок»